Место без Жалости


нагуализм и шаманство
 
ФорумФорум  ГалереяГалерея  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
Поиск
 
 

Результаты :
 
Rechercher Расширенный поиск
Последние темы
» Открытые исследования группы Пророк - Душа
Сб Окт 01, 2016 12:43 am автор кочевник

» Одна из точек зрения на видение
Пт Сен 23, 2016 12:06 pm автор алё

» Шаманская болезнь
Пт Сен 23, 2016 10:29 am автор алё

» Cthulhian Grimoire of Dream Work
Пн Июл 04, 2016 10:19 pm автор путешественник

» О Хранителях и правилах состязания
Вс Июн 05, 2016 11:47 pm автор кочевник

» Состязание предсказателей "Пророк 2016" (2.04.2016)
Вс Июн 05, 2016 11:44 pm автор кочевник

» Ищем нового хозяина
Вс Июн 05, 2016 11:40 pm автор кочевник

» Знакомство
Сб Фев 06, 2016 2:57 pm автор Руно

» Нагвалями не рождаются, нагвалями становятся
Вт Янв 05, 2016 8:12 pm автор кочевник

Ветви
 СВАБУНО
 Тэнсёгрити (Москва)
 Insensciety
 Новые Видящие
 В.Чугреев
 Постнагуализм
 ХС
 Шаманы-воины
 Dreamways

Вход
Имя пользователя:
Пароль:
Автоматический вход: 
:: Забыли пароль?

Поделиться | 
 

 Человеческие жертвоприношения у народов мира

Перейти вниз 
АвторСообщение
Дедушка Шиповник
nahuatl
nahuatl
avatar

Сообщения : 874
Дата регистрации : 2010-04-30
Откуда : Omeyokan

СообщениеТема: Человеческие жертвоприношения у народов мира   Ср Янв 11, 2012 6:17 pm

Центральноамериканские цивилизации - единственные ныне известные цивилизации в мире, религия, которых включала человеческие жертвоприношения. (В Европе и Азии тоже были культуры практиковавшие ритуальные убийства, но до цивилизаций им было далеко, и особых художественных ценностей на тему они не оставили.) Жертвоприношения мезоамериканцев носили не эстетический и не садистский характер, это была религиозная практика. И изображали их не для эстетического наслаждения. Нельзя же сказать об эстетичности христианского распятия, хотя церкви и дома верующих заполнены изображениями человека, прибитого гвоздями к кресту с "перекошенным от боли лицом", и вовсе не по художественным соображениям. Но так как убийство людей у европейцев и азиатов не было религиозным культом, не было и смысла его запечатлять на монументальных памятниках, так как это не прибавляло веса к набожности их владельцев, а, пожалуй, наоборот. Хотя людей и те, и другие убивали явно не меньше. Так что изображения "зверств" мезоамериканцев просто дань уважения богам. Следует сделать оговорку - культовые предметы мезоамериканцев связаны не с убийством, а с ритуальным убийством, что не одно и то же.

Таким образом, в историческом аспекте нельзя ассоциировать человеческие жертвоприношения только с цивилизациями Нового Света лишь из-за того, что сравнительно недавно они носили там массовый характер, в то время как остальной "цивилизованный" мир уже давно избавился от этих религиозных предрассудков.

По мнению исследователя первобытной культуры Эдварда Тейлора, жертвоприношение берёт начало в той же анимистической системе, что и молитва. Подобно тому, как молитва есть такое обращение к божеству, как будто оно - человек, так и жертвоприношение есть приношение даров божеству как человеку.

Однако жертвоприношение, в древности столь же понятное, сколь понятна молитва, впоследствии изменялось - как по своей обрядовой стороне, так и по отношению к лежащим в его основе мотивам. И конечно, практика принесения в жертву именно человека в наше время встречается весьма редко и не легализована ни в одной стране мира. Хрестоматийным примером является ветхозаветная история Иакова, изъявившего готовность принести в жертву Богу сына. Впрочем, в Ветхом Завете таких примеров немало.

Царь моавитян, увидев, что победа склоняется не на его сторону, принес в жертву на городской стене своего старшего сына. Согласно Библии, Яхве требует, чтобы все первенцы Израиля посвящались ему (Исх. 34:20; Чис. 3:12-13, 40-50). По мнению ряда исследователей, это означает, что когда-то в древности этих первенцев действительно приносили в жертву Богу - то есть убивали.

Вообще, древние народы частенько приносили в жертву именно детей, используя их физическую и умственную беспомощность. Дети служили своего рода меновой монетой в торге с богами. Когда в Перу заболевал инка, ой приносил в жертву божеству одного из своих сыновей, умоляя принять эту жертву вместо себя. Греки, правда, находили достаточным использовать для этого преступников или пленных. Так же поступали и языческие племена Северной Европы, которым христианские купцы, как говорят, продавали рабов для этой цели. Но практика покупки людей для ритуальных убийств сложилась задолго до христианства. Один из самых типичных фактов подобного рода относится ко времени Пунических войн (264-146 гг. до н.э.). Карфагеняне, потерпевшие в войне неудачу и теснимые Агафоклом, приписали свое поражение гневу богов. В прежние времена их бог Кронос получал в жертву избранных детей своего народа, но впоследствии они стали покупать и откармливать для этой цели чужих детей. Теперь же они сочли, что божество мстит им за использование подставных жертв. Решено было компенсировать обман. Двести детей из самых знатных семей страны были принесены в жертву идолу. "Ибо у них была медная статуя Кроноса с руками, наклоненными таким образом, что ребенок, положенный на них, скатывался в глубокую яму, наполненную огнем".

Примерно тем же занимались спартанцы, периодически выбрасывая "ненужных" младенцев в пропасть.

Нечто похожее происходило в Сирии и Финикии. Культ бога Хадада требовал жестоких кровавых жертв, и прежде всего новорожденных детей. Об этом свидетельствуют не только исторические источники, но и археологические открытия - близ остатков алтарей в храмах Хадада найдены огромные скопления детских костей. А имя финикийского бога Молоха даже стало нарицательным обозначением свирепого бога, пожирателя человеческих жизней. Есть мнение, что самое имя Молох произошло от слова "molk", означавшего принесение в жертву детей. Другое кровожадное языческое божество - Ваал, которого исследователи некоторое время отождествляли с Молохом. О человеческих жертвоприношениях Ваалу говорится, например, в книге пророка Иеремии (19.5).

Финикийцы, чтобы умилостивить Ваала и других богов, приносили в жертву самых любимых детей. Они увеличивали ценность жертвы тем, что выбирали её из благородных семейств, полагая, что угодность жертвы измеряется тяжестью потери. Гелиогабал перенес этот азиатский обычай в Италию, избирая в жертвы своему солнечному божеству мальчиков из самых благородных семейств страны. Другие страны и народы такого размаха в истреблении младенцев не достигали (за исключением африканского племени яга, но о нем разговор особый), однако все же использовали их в своих культах. Так, у некоторых народов группы мунда (доарийская Индия) практиковалось принесение в жертву богине земли мальчиков. В Вирджинии индейцы убивали детей, считая, что оки (дух) высасывает из их левой груди кровь.

Особое место в истории жертвоприношений занимают ритуальные убийства, связанные с войной. Приносили людей в жертву богу войны ирокезы, произнося при этом следующую молитву: "Для тебя, о дух Ариэской, мы убиваем эту жертву, чтобы ты мог насытиться ее мясом и послал нам удачу и победу над врагами!" Ацтеки во время войны обращались с молитвой к Тецкатлипоке: "Властитель битв, всем известно, что замышляется, предписывается и устраивается большая война. Бог войны открывает уста, жаждущие поглотить кровь многих, которые должны пасть в этой войне. Солнце и бог земли Тлальтекутли, по-видимому, собираются повеселиться и намереваются послать пищу и питьё богам неба и ада, устроив для них пир из мяса в крови людей, которые падут на войне".

пленник перед жертвоприношением с уже вырванными ногтями ||| 34,8 Kb
Правитель майя, созывая воинов на битву, делал надрезы на теле и посвящал капли своей крови богам. Его жена также терзала свою плоть, чтобы снискать милость божеств. Если битва завершалась победой, боги жаждали крови побеждённых. Захваченные враги подвергались ритуальным пыткам, которые оканчивались смертью.

На самом деле майя не были такими уж кровожадными, как их многие себе представляют. Жертвоприношениями они не особо злоупотребляли, в отличие от ацтеков, которые действительно "оттягивались" по полной программе. Большинство жертв, это собственно, знатные военнопленные и, как правило, в честь победы за раз в жертву приносили одного или несколько человек - сколько таковых удалось захватить. Уж никак ни десятками или даже сотнями. Другое дело, что воевали майя довольно часто, а если точнее, то на протяжении всего существования цивилизации майя рубка там шла такая, что феодальная Европа бы позавидовала. Практика жертвоприношений несколько расширилась в постклассический период, но это связано со значительным влиянием центрально-мексиканских традиций (в той же Чичен-Ице, например). Живописные сцены жертвоприношений в майяской иконографии вы не так часто увидите. Несколько десятков сосудов, многие из которых, вероятно, поддельные, несколько предметов мелкой пластики, картинки в кодексах ну и все. У испанских хронистов есть описания, но это уж совсем позднее время. На монументах такие вещи не изображались. Да, есть изображения пленников, в текстах говориться о том, что они были принесены в жертву, но сами обряды не изображались.

Смертью кончалась для пленников и ритуальная игра в мяч. Подобно римским гладиаторам, пленники вели на больших полях борьбу не на жизнь, а на смерть.

Кровь была неотъемлемой частью многих ритуалов майя, но был и бескровный способ принесения жертв. В развалинах некогда могущественного города Чичен-Ица (п-ов Юкатан) находится так называемый "Священный Колодец" ("Колодец жертв"). Первые упоминания о нем относятся еще к XII веку; в XVI веке испанский священник Диего де Ленда писал: "У них был обычай прежде и еще недавно бросать в этот колодец живых людей в жертву богам во время засухи... Колодец этот сохранился до нашего времени, хотя сам город давно заброшен и разрушен".

Конечно, майяские жертвоприношения проистекают из религиозных воззрений. С течением времени оформилось некоторые обряды, проведение которых требовало человеческих жертв. Это совсем не значит, что все подряд обращения к богам заканчивались тем, что кого-нибудь отправляли на тот свет. И ещё, жертвоприношения военнопленных (составлявшие значительную часть все жертвоприношений) часто носили не религиозный, а, скорее, политический характер. Нужно же было как-то избавляться от представителей нобилитета враждебных царств, тем более, что есть такая великолепная отговорка, как боги, требующие жертв. А то так отпустишь так какого-нибудь царька, а он потом снова на тебя войной пойдет. Однако надо отметить, что иногда в живых все-таки оставляли.

Принести человека в жертву с точки зрения древних майя не тоже самое, что простое убийство, тем более, если человека выбрали для такой великой цели, как умилостивить всемогущих богов. Причем, это сакральное убийство. Простое убийство у них вообще-то каралось по всей строгости. И ещё, иногда и сами жертвы могли почитать за честь быть умерщвлёнными во славу богов.

Поскольку для постоянного принесения жертв нужны были люди, государства-соседи нередко заключали между собой соглашение о... периодическом возобновлении войны с единственной целью - для захвата пленных. Ацтеки многих из пленников предварительно откармливали, а затем уже использовали "по назначению".

Во время завоевания Мексики Кортес и его спутники, осматривая один из больших ацтекских храмов, "очутились перед большим камнем из яшмы, на котором производилось заклание жертв; их убивали с помощью ножей из обсидиана - вулканического стекла - и увидели статую бога Уицилопочтли... Тело этого бога - бога войны ацтеков - было опоясано змеей, сделанной из жемчуга и драгоценных камней. Берналь Диас... отвел взгляд; и вот тут-то он увидел нечто еще более страшное: все стены этого обширного помещения были залиты кровью. "Смрад, - писал он впоследствии, - был сильнее, чем на бойне в Кастилии". Он бросил взгляд на алтарь: там лежали три сердца, которые, как ему показалось, еще трепетали и дымились. Спустившись по бесчисленным ступенькам вниз, испанцы обратили внимание на большое здание, стоявшее на холме. Войдя в него, они увидели, что оно до потолка заполнено аккуратно сложенными черепами: то были черепа бесчисленных жертв. Один из солдат принялся их считать и пришел к выводу, что их должно здесь быть по меньшей мере 136 тысяч".

Культы многих богов у ацтеков были связаны с умерщвлением людей. Так, на празднике в честь Тласольтеотль, богини земли, плодородия, сексуальных грехов и покаяния, в жертву приносили девушку, из кожи которой затем изготовляли куртку для жреца, олицетворявшего богиню. Особым шиком отличался обряд весеннего жертвоприношения в честь великого бога Тецкатлипоки. В жертву ему заранее (за год до праздника) выбирали самого красивого из пленников, без физических изъянов. Такой избранник считался воплощением бога на земле. Его окружали роскошью и почестями, исполняли его прихоти и капризы, кормили изысканнейшей едой, одевали в лучшие одежды. Но, естественно, при этом строго присматривали за ним, чтобы он не сбежал. Также избранник получал в качестве жен-служанок четырех красивых девушек; они тоже почитались как богини. Расплата за это наступала в день праздника: божественного пленника вели к храму, клали его грудью вверх на каменный жертвенник, и верховный жрец разрубал ему грудь, чтобы извлечь из нее еще трепещущее, окровавленное сердце и поднести его богу солнца.

В качестве жертв выступали не только военнопленные. Как сообщает Лас Касасс о горной Гватемале, тамошние правители могли покупать рабов вместо пленных. Эта жертва считалась хуже. Рабов для общих жертвоприношений покупали и на Юкатане. У ацтеков, по Диасу, некоторые родители жили за счет продажи детей для жертвоприношений. У юкатеков, по Ланде, некоторые родители добровольно отдавали детей, которые помогали жрецам и подрастали до назначенного дня. Здесь речь идёт о имперсонации божества, лучше описанного у ацтеков. Преступников, по Гаспару Антонио Чи, тоже приносили в жертву. По Ланде, селение имело право приносить в жертву кого укажет жрец. Так что, о добровольности речь идет только в исключительных случаях.

Также предметом приношения (правда, уже бессердечным) богу солнца Амону-Ра становились пленники в Древнем Египте. После возвращения из военных походов высокопоставленных пленников вешали (нередко перед стенами храмов) или убивали палицей при большом стечении народа.

Очевидно, в древности редкий народ не прибегал к жертвенным убийствам во время войн и при исполнении ритуалов погребения. Так поступали и наши славянские предки. Сошлюсь на свидетельства о сражениях скифских племен с ромеями византийского историка Льва Диакона (X век): "И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю Предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили [несколько] грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра".

В России практиковались и публичные казни, такие как "колесование", "четвертование" и "сажание на кол" (в последнем случае жертва мучилась несколько дней).

Широко практиковались человеческие жертвоприношения у древних кельтов; отчасти это было связано с обрядом гадания. В Индии на почве почитания бога Шивы сложились оргаистические изуверские культы, связанные с образами божеств любви и смерти. Приверженцы одной из самых изуверских сект - тхуги (душители) - в жертву Дурге (жене Шивы) душили случайных путников на дороге. Тацит сообщает о традиции жертвоприношения у свебов, занимавших в его время большую часть Германии: "В установленный день представители всех связанных с ними по крови народностей сходятся в лес, почитаемый ими священным, поскольку в нем их предкам были даны прорицания и он издревле внушает им благочестивый трепет, и, начав с заклания человеческой жертвы, от имени всего племени торжественно отправляют жуткие таинства своего варварского обряда".

Многие современные историки считают, что в античном мире человеческие жертвоприношения носили единичный характер (принесение в жертву трех персов перед Саламинской битвой, погребение заживо четы галлов и греков в 228 и 216 гг. до н.э. в Риме), однако есть достаточно много свидетельств об их массовом применении, как у римлян, так и у греков. Хотя в некоторых античных культах (например, ликейского Зевса) принесение человеческих жертв было основано на убеждении в том, что божество находит наслаждение в употреблении человеческого мяса, большей частью жертва приносилась из "идеологических" соображений - дабы выказать богу покорность и отвратить его гнев от всего народа. У римлян существовал обычай убивать людей, чтобы умилостивить подземных богов. По древнему закону Ромула им посвящали некоторых преступников (например, виновных в измене). Приносили в жертву преступника во время праздника lupiter Latiaris. Ритуальные убийства детей совершали на праздниках compitalia Мании (со времен Юлия Брута младенцев, к счастью, догадались заменить на головки мака или чеснока). Было у них даже в период Республики такое празднество, пережиток архаического периода - День Агейских жертвоприношений, когда избранных мужчин старше 60 лет топили в Тибре. В консульство же Корнелия Лентула и Лициния Красса (97 г. до н. э.) человеческие жертвы были запрещены постановлением сената. Правда, как всегда, практика отставала от теории. Веке во II в Рим проникает из Малой Азии весьма распространенный в тех краях культ богини Кибелы, ритуалы которого заканчивались жертвенными рассекновениями кожи, оскоплением и иногда убийствами. Оскоплением во всю занималась т. н. христианская скопическая секта. Да, что там религия - Октавиан Август лично выдавливал глаза своим пойманным политическим врагам.

В Греции жертвоприношения бытовали в ахейские времена. Все помнят миф о минотавре, которому приносили в жертву людей. А с чего это вдруг, спрашивается, такой миф появился у людей которые якобы о подобных вещах ни сном не духом? В реальности на минойском Крите приносили жертвы богам стихий, а затем это отчасти переняла ахейская Греция (правда, справедливости ради, следует отметить, что здесь возможно отражен лишь обряд инициации). О жертвоприношениях что-то говорилось и в Илиаде. Эпизодически же жертвоприношения совершались в Греции вплоть до IV в. до н. э.

Обычай очистительных человеческих жертв, относящийся к раннему периоду истории Древней Греции, был заимствован греками у сопредельных народов и во время развития государственности постепенно сошел на нет. В крайнем случае, жертвоприношение осуществляли символически - заменяя людей животными (отголосок этого виден в мифе об Ифигении) или неодушевленными предметами. Иногда довольствовались лишь пролитием человеческой крови (например, секли спартанских мальчиков у алтаря Артемиды). Был и еще один выход - богам приносили в жертву преступников, которые и без того были осуждены судом на смертную казнь. Так сказать, совмещали приятное с полезным, а полезное с необходимым. Подобным образом ежегодно приносили преступника в жертву Аполлону в Левкаде, сбрасывая его со скалы. Человеческие жертвы при погребении предназначались у греков собственно не богам, а теням умерших для удовлетворения гнева или чувства мести умершего.

У многих народов мира при погребении правителей и вождей вместе с ними в могиле хоронили людей, убитых (или покончивших с собой), специально для сопровождения умершего. Южные и западные славяне при погребении знатных людей убивали коня, а иногда раба и жену умершего. При раскопках и Южной Месопотамии в подземном склепе знатной женщины по имени Пуаби (чтение имени в древнемесопотамских надписях условно) были обнаружены воины охраны и женщины с музыкальными инструментами в руках. Ни на одной из жертв в погребении Пуаби не было найдено следов насилия. Вероятно, все они были отравлены (усыплены), а может быть, пошли на смерть добровольно - согласно своим представлениям о долге, обязывавшем их сопровождать свою госпожу в загробном мире. Но так (добровольно) бывало не всегда. При раскопках захоронения вавилонского царя Ура (3500 лет до н. э.) археолог Леонард Вулли обнаружил 59 человек, захороненных вместе с ним; в других царских гробницах тоже хватало сопутствующих мертвецов. "Казалось, - описывает увиденное исследователями К. Керам, - в этих гробницах происходили чудовищные побоища. В одной из них Вулли нашел несколько стражников: рядом с их трупами так и остались лежать выпавшие из рук копья и скатившиеся с голов шлемы. В углу другой лежали останки девяти придворных дам в головных уборах, которые они, вероятно, надели, идя на похороны. У входа в гробницу стояли две тяжелые кареты, а в них - скелеты возничих; впереди, рядом со скелетами волов, впряженных в кареты, лежали скелеты слуг. В гробнице царицы Шуб-ат убитые придворные дамы лежали в два ряда. Там же лежал музыкант - арфист. Кисти его рук еще находились на инструменте, покрытом драгоценной инкрустацией, на котором он, очевидно, играл в тот момент, когда его настиг смертельный удар. И даже на носилках, где был установлен гроб царицы, лежали скелеты двух людей в той позе, в которой их застала смерть... Положения скелетов, а также ряд других обстоятельств позволили прийти к выводу, что все эти придворные, солдаты и слуги последовали за своими повелителями отнюдь не добровольно..."

(с) [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

_________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Бессмысленно воевать, если ты не надеешься выиграть.
(пословица племени Апачи)
Вернуться к началу Перейти вниз
http://nathortat.pp.ua/
 
Человеческие жертвоприношения у народов мира
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Место без Жалости :: Всё остальное :: История-
Перейти: