Место без Жалости


нагуализм и шаманство
 
ФорумФорум  ГалереяГалерея  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
Поиск
 
 

Результаты :
 
Rechercher Расширенный поиск
Последние темы
» Открытые исследования группы Пророк - Душа
Сб Окт 01, 2016 12:43 am автор кочевник

» Одна из точек зрения на видение
Пт Сен 23, 2016 12:06 pm автор алё

» Шаманская болезнь
Пт Сен 23, 2016 10:29 am автор алё

» Cthulhian Grimoire of Dream Work
Пн Июл 04, 2016 10:19 pm автор путешественник

» О Хранителях и правилах состязания
Вс Июн 05, 2016 11:47 pm автор кочевник

» Состязание предсказателей "Пророк 2016" (2.04.2016)
Вс Июн 05, 2016 11:44 pm автор кочевник

» Ищем нового хозяина
Вс Июн 05, 2016 11:40 pm автор кочевник

» Знакомство
Сб Фев 06, 2016 2:57 pm автор Руно

» Нагвалями не рождаются, нагвалями становятся
Вт Янв 05, 2016 8:12 pm автор кочевник

Ветви
 СВАБУНО
 Тэнсёгрити (Москва)
 Insensciety
 Новые Видящие
 В.Чугреев
 Постнагуализм
 ХС
 Шаманы-воины
 Dreamways

Вход
Имя пользователя:
Пароль:
Автоматический вход: 
:: Забыли пароль?

Поделиться | 
 

 Цивилизация тольтэков

Перейти вниз 
АвторСообщение
Дедушка Шиповник
nahuatl
nahuatl
avatar

Сообщения : 874
Дата регистрации : 2010-04-30
Откуда : Omeyokan

СообщениеТема: Цивилизация тольтэков   Сб Янв 07, 2012 11:13 am

Тольте́ки — индейский народ юто-ацтекской языковой семьи, живший на территории «средневековой» Месоамерики.

История

В VIII в. н. э. тольтеки вторглись с севера в Центральную Мексику, в IX веке создали большое государство, охватившее центральные и северные районы Мексики со столицей в Серро-де-ла-Эстрелья, а затем в Толлане (Толлане; современная Тула. Другие названия Тлиллан-Тлапаллан, Толула, Чолула, Чолула-Коа). Тольтеки говорили на до сих пор мало изученном языке науа. Как их предшественники, майя, они строили величественные храмы на вершинах пирамид и создали высокий уровень цивилизации. В X веке военные отряды тольтеков подчинили отдельные группы майя на Юкатане и в горной Гватемале, где находились крупные города-государства — Чичен Ица, Ушмаль, Майяпан, Гумарках, Ишимче и др. В то же время, в результате внутренних конфликтов в империи тольтеков, от них откололась и мигрировала на территорию современного Сальвадора большая группа населения, влившаяся в цивилизацию Пипилей. Во второй половине XII века н. э. новое нашествие с севера воинственных племён, последней волной которых были ацтеки, положило конец владычеству тольтеков в Мексике. Ко времени испанского завоевания (XVI век) тольтеки давно стали легендарным народом; им приписывались все культурные достижения прошлого.

Ремесло

Национальным ремеслом тольтеков, кроме привычного гончарного производства, изготовления каменных мозаик и производства тканей, было выполнение предметов, склеенных из разноцветных перьев. Тольтеки делали необыкновенные по формам и размерам плюмажи, мозаики, одежду из перьев различных птиц. По верованиям тольтеков, их верховным божеством был Кецалькоатль — Пернатый Змей. Этим именем был назван самый великий правитель столицы тольтеков, города Тулы, в середине IX в. Храмы, посвященные верховному божеству, всегда убирались очень богато: золотом, серебром, бирюзой, изумрудами. В одном из храмов все было украшено перьями; 4 комнаты храма смотрели на разные стороны света: с желтыми перьями — на восток, с голубыми — на запад, с белыми — на юг, с красными — на север. Индейцы приписывали Кецалькоатлю изобретение божественного напитка, приводящего в экстаз и вызывающего блаженство, а также питья из какао-бобов. Легенды рассказывают, что Кецалькоатль всегда был против традиционных тольтекских ритуалов с кровавыми человеческими жертвоприношениями, но за них выступал другой бог, Тескатлипок, дух ночи. Археологи обнаружили следы обрядов в окрестностях древнего города Чичен Ица, об этом же писали жрецы майя в книгах периода испанских конкистадоров.

Жертвоприношения

Ритуал тольтеков считается одним из самых страшных и самых загадочных во всей истории человечества: его жертвы были отправлены к богам не с мольбами, а в знак особой любви к самим жертвам, молодым прекрасным женщинам. Жертвоприношения совершались регулярно, в определенные дни года. Начинался обряд задолго до самого дня ритуала: будущей жертве посылались так называемые «обеты» — подарки, сопровождаемые украшениями из перьев. С каждым разом подарки становились все более богатыми и дорогими. Жертва (это могла быть только молодая женщина из знатной семьи) знала: час настал. На рассвете процессия, состоящая из трех жрецов, одетых в одежды из перьев, палача и жертвы, связанной веревками, отправлялась в долгий путь к алтарю, расположенному высоко на пирамиде в непроходимых джунглях. На шее у каждого жреца висела каменная маска с личиной бога, на поясе — жертвенный нож из зеленого обсидиана. Палач держал в руках богато украшенный топор. Ритуал проходил при собрании нескольких десятков людей в праздничных одеждах, начинающих пение при приближении процессии к месту жертвоприношения. Женщину подводили к ритуальному треугольному камню и ударом топора перерубали ей позвоночник, а затем отрубали голову вместе с частью спины. Все это проделывал палач вместе со жрецами, надевающими каменные маски, как будто убивает жертву бог, изображенный на маске. Тольтеки считали, что в этом страшном акте отсутствует преступление, а есть только великая любовь к жертве и величие верховного бога.

Культура

В своей культуре тольтеки развивали традиции Теотиуакана и Шочикалько. Культура тольтеков оказала значительное влияние на формирование ацтеков. Сохранившиеся памятники архитектуры и скульптуры тольтеков поражают монументальностью и суровым величием. Ступенчатая пирамида в Тольяне была украшена рельефами (воины, орлы, ягуары), а крыша храма наверху поддерживалась четырьмя колоссальными (высота 4,6 м) массивными каменными фигурами воинов. В искусстве тольтеков преобладали военные темы; распространены также фигуры полулежащего бога с чашей для жертвоприношений.

Мифология

В 7 в. в Мезоамерике появляются тольтеки. Согласно "Истории мексиканцев по их рисункам" (историческая хроника 16 в. на испанском языке неизвестного автора), верховный бог тольтеков Тонакатекутли и его жена Тонакасиуатль создали четырёх сыновей: красного Тецкатлипоку (Тескатлипоку), чёрного Тецкатлипоку, Кетцалькоатля и Уитцилопочтли (Уицилопочтли), они ассоциировались с четырьмя сторонами света: востоком, севером, западом и югом соответственно. Согласно мифам Кетцалькоатль и Тецкатлипока принесли с небес богиню земли Тлальтекутли, полную "во всех своих суставах головами и ртами, которыми она кусалась, как дикий зверь, и прежде чем они спустились, уже была вода, которую неизвестно кто создал" (история Мексики А. Теве). Из богини сделали землю, из её волос - деревья, цветы и траву, из её глаз - колодцы, источники, пещеры, из рта - реки и большие пещеры, из носа долины гор, из плеч - горы. Через 600 лет после сотворения земли были созданы огонь и половина солнца, а затем по поручению богов Кетцалькоатль и Уитцилопочтли создали человеческую пару, приказав мужчине пахать, а женщине - прясть и ткать. Затем они сотворили дни и разделили их по месяцам. А когда боги увидели, что половины солнца недостаточно для освещения земли, тогда Тецкатлипока сам стал солнцем, которое и являлось солнцем первого мирового периода. Затем боги сделали гигантов, которые были очень высокими и сильными людьми.

Толлан («место тростников») – главный город тольтеков – столица, которой правил добрый бог Кетцалькоатль. Толлан представляли местом изобилия и красоты, где растут самые огромные початки маиса, цветной хлопок и другие диковинные растения, стоят дворцы из бирюзы, нефрита и перьев кецаля. Согласно мифу, однажды в Толлан явился соперник Кетцалькоатля – Тецкатлипока. Он убедил Кетцалькоатля отведать октли (опьяняющий напиток из сока агавы). Пьяный Кетцалькоатль совершил грех со своей сестрой. Протрезвившись, он понял, что потерял свою чистоту, и удалился в добровольное изгнание. Тецкатлипока же наслал на город многочисленные бедствия. По другому варианту мифа, последний правитель Толлана Уэмак играл как-то в мяч с богом Тлалоком. После проигрыша Тлалок предложил Уэмаку зёрна маиса, но тот потребовал драгоценностей: нефрита и перьев птицы кецаль. Тлалок дал их, но предупредил Уэмака, что листья маиса – самые драгоценные перья, а початки ценнее нефрита. В результате кладовые Толлана были наполнены драгоценностями, но маис перестал расти и Толлан охватил страшный голод. Миф о Толлане как о своеобразном рае сложился очень давно, очевидно, ещё во времена ольмеков. Впоследствии это название переносилось многими народами на свои столицы или древние, или уже прекратившие своё существования города. Можно предполагать, что в разное время Толланом называли Теотиуакан, Шочикалько, Тулу, Чолулу, Чичен-Ицу и другие города-государства. «Летопись какчикелей» (майяский источник 16 в.) говорит, что было несколько Толланов.

_________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Бессмысленно воевать, если ты не надеешься выиграть.
(пословица племени Апачи)
Вернуться к началу Перейти вниз
http://nathortat.pp.ua/
Дедушка Шиповник
nahuatl
nahuatl
avatar

Сообщения : 874
Дата регистрации : 2010-04-30
Откуда : Omeyokan

СообщениеТема: Re: Цивилизация тольтэков   Сб Янв 07, 2012 11:32 am

Древние толтеки утверждали, что мир, который мы считаем единственным и незыблемо абсолютным, является лишь одним из множества параллельно существующих миров, наподобие того, как располагаются слои в луковице.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Они убеждены, что все эти сферы иного бытия так же реальны, уникальны и абсолютны, как и наш мир. И мы обладаем способностью проникать в них, хотя энергетически ограничены возможностью воспринимать только наш мир.

В начале X в., на месоамериканском нагорье появляется, «во плоти и крови» первая историческая личность, которую можно идентифицировать и существование которой бесспорно. Имя этого человека - Мишкоатль. Он стоял во главе полчищ, следовавших, вероятно, из Халиско или из южной части Сакатекаса.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Позже их назовут тольтека-ми, и хотя их предыстория остается для нас тайной, она изложена в форме предания в тексте тольтекского происхождения, известного под названием «Легенда Солнц». Много событий произошло после падения Теотиуакана и прихода полчищ Мишкоатля, получивших с того времени название тольтеков. В индейских текстах говорится об этом следующее:

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

«Вначале они пришли в место, называемое Толланцинко (Тулансинго, штат Идальго), затем направились через Шикотитлан - место, называемое также Толлан (Тула). Тольтеки пользовались постоянным преимуществом и наконец приблизились к чичимекской земле. Уже трудно вспомнить, сколько времени они шли пешком. Они пришли из глубины равнин, что между скалами. Там увидели они семь пещер и построили в них свои храмы, место для молитв. И эти тольтеки всегда шли впереди».( Испанский вариант М. Леона-Портильи.) Тольтеки образовали государство, которое простиралось, полагают, от берегов Мексиканского залива на востоке до берегов Тихого океана на западе. Разные источники называют разные города, с которыми Толлан был в союзе или которые зависели от него. В одном из них перечислены 20 городов, которые были, выражаясь языком документа, его ногами и руками. Разные источники называют разных правителей Тулы. В частности, один из них, Митл (или Тлакомихуа), седьмой по счету в одном из списков, оставил по себе память тем, что построил храм Богини Воды, которая была представлена в образе огромной лягушки из зеленого жадеита. Наибольшую известность среди народов Мексики приобрел внук Митла, Се Акатль Топильцин Кецалькоатль, что означает Первый Тростник (дата рождения) Наш Принц Пернатый Змей (по имени почитавшегося бога). Некоторое время он был правителем Кулуакана, затем обосновался в г. Тула.

Разные исследователи, пользуясь разными методами соотнесения индейского и европейского календарей, пришли к выводу, что начало его правления могло быть в 843, 845 и 947 г. Кецалькоатль был правителем и первосвященником. При нем, согласно преданиям, Толлан достиг наивысшего расцвета. В храме Кецалькоатля было будто бы четыре помещения. В одном из них стены были отделаны золотыми пластинками, оно выходило на восток. Другое было отделано бирюзовой или изумрудной мозаикой и выходило на запад. Стены третьего были искусно выложены из морских раковин и отделаны серебром, смотрело оно на юг. Четвертое помещение было украшено красными камнями, раковинами и яшмой, обращено оно было к северу. В другом храме, убранном перьями, тоже было четыре комнаты, смотревших в разные стороны света: с желтыми перьями — на восток, с голубыми — на запад, с белыми — на юг, с красными — на север.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

По словам другого текста, у Кецалькоатля было в изобилии кукурузы, Кукурузные початки были столь велики, что их можно было переносить только в охапку, при этом маленькие початки в пищу не шли, ими топили бани. Там будто бы рос хлопок самых разнообразных цветов, а тыквы едва было можно охватить руками. При перечислении богатств Кецалькоатля на первом месте поставлены перья, затем названы золото, серебро, изумруды и какао (тоже различных цветов). Ему приписывали открытие питья, приводящего в экстаз и вызывающего и блаженство, а также шоколадного напитка. Судя по некоторым индейским преданиям, в правление Топильцина Кецалькоатля среди тольтеков имел место раскол на религиозной почве — будто бы Кецалькоатль был против человеческих жертвоприношений, которые были свойственны тольтекам. За старые традиции вступились тольтекские боги, главным из которых был Тескатлипока, бог ночи, и хитростями вынудили того отказаться от власти и уйти из Толлана. Кецалькоатль ушел со всеми своими людьми. По одному из преданий, он бросился в костер и превратился в Утреннюю звезду, Венеру. По другому — придя на побережье (нынешнего Мексиканского залива), построил плот из змей и отправился в страну мудрости, предположительно на Юкатан. Согласно еще одной версии, Топильцин Се Акатль Кецалькоатль умер в Толлан Колуакане в 935. После Топильцина Кетцалькоатля в Толлане правило еще несколько государей, последним из которых был человек, также носивший имя Кецалькоатля; он находился у власти до 1116, когда Толлан был разрушен. Как мы уже видели и как подтверждается предыдущим текстом, тольтеки основали Тулу, поселились там после гибели Теотиуакана и стали продолжателями великих традиций культуры науатль, которая наверняка зародилась в Теотиуакане. Сомнения, возникшие относительно этих двух городов, вызванные главным образом индейскими и европейскими источниками, написанными после Конкисты, и существующие в какой-то мере до настоящего ' времени, пожалуй, будут развеяны в результате следующих размышлений.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Тольтеки говорили на одном из языков науа. Термин «тольтекатль» означает на языке науатль «художник», а Тольтекайотль - «толь-текский дух» или единение искусств и художников В Тольтекайотле жили тлакуило, или художник, владевший «черной и красной землей», сукичиуки, или гончар, «учивший глину обманывать», амантекатль, или творец художественных изделий, а также другие ремесленники, строители,скульпторы и т д , т е все те, как говорится в тексте, «кто вкладывал свою обожествленную душу в свои произведения» (Тлайолтеуиани). Восхищаясь величием и художественными ценностями Теотиуакана, многие ученые считали его столицей тольтеков Однако уже после начала систематических археологических раскопок Тулы-Шикотитлана (штат Идальго) стало ясно, что именно этот город был столицей тольтеков Эти данные и породили путаницу Как случилось, что небольшой и бедный по сравнению с Теотиуаканом город положил начало Тольтекайотлю, удивительному миру искусств? Ответ можно найти в обычной игре слов и понятий Будучи полудикарями во время падения Теотиуакана, тульские тольтеки унаследовали остатки необычайно богатой теотиуаканской культуры Таким образом, фактически Теотиуакан и является подлинной столицей Тольтекайотля, единения искусств и художников, которые по праву носили имя тольтеков, т е людей искусства. Хотя во многом жители Тулы и не смогли превзойти своих теотиуаканских учителей, все же они были великими людьми искусства и имеют полное право называться тольтеками, тем более что это название, с другой стороны, отражает их этническую принадлежность, что подтверждается как традициями, так и историческими данными. До нас дошел индейский текст, в котором ацтеки, впервые попавшие в Тулу с севера после продолжительного периода странствий, описывают свои впечатления от этого города. Текст говорит также и о том, что ацтеки были якобы первыми археологами на континенте.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

«Много всего было в Туле, много вещей оставили там тольтеки Но не только это свидетельствовало о их присутствии. Там, в Туле-Шикотитлане были их пирамиды, их холмообразные сооружения. Повсюду видны, повсюду бросаются в глаза остатки их глиняных сосудов, их чаш и их фигурок, их кукол, и безделушек, их браслетов, повсюду видны их следы, действительно, там жили все вместе тольтеки. Тольтеки были искусными умельцами, говорят, они мастерски делали плюмажи и умели искусно склеивать перья.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Из поколения в поколение передавали они искусство составления мозаики из перьев, изобретенное ими самими. Поэтому с давних времен им заказывали щиты и знаки, называемые апанекайотль. Благодаря этому искусству, полученному в наследство, и существовали знаки отличия. Их делали удивительно красивыми, склеивая перья, мастера умели искусно их располагать и вкладывали в это дело всю свою душу, обращенную к богу. Все, что они делали, было великолепным, замечательным и достойным восхищения. Эти тольтеки, говорят, были науа, а не пополоками, хотя этих древних обитателей называли иногда и так... Они были богатыми, поскольку их искусство быстро давало возможность разбогатеть. Поэтому теперь о тех, кто быстро добивается богатства, говорят: это сын Кецалькоатля, и Кецалькоатль его господин. Такими были и так жили тольтеки».( Испанский вариант М. Леона-Портильи.)

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Известный американский археолог Дж. Вайан считал возможным отождествлять ранних тольтеков с носителями культуры Теотиуакан, однако раскопки в г. Тула опровергли это мнение. Сейчас археологи относят первые следы пребывания тольтеков в долине Мехико к 9 в. Тула, видимо, была основана в 10 в., и, как показывают раскопки, погибла от пожара во второй половине 12 в. При исследовании развалин г. Тула были найдены две пирамиды, служившие основаниями храмов, с прилегающими постройками.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Одна из них, названная пирамидой Кецалькоатля, имеет длину стороны основания около 40 м. и высоту 10 м. Она ступенчатая, в ней пять ярусов, на верхнем находился Храм утренней звезды, посвященный Венере; с южной стороны к нему вела лестница. Перекрытие храма, очевидно, из растительных материалов, когда-то поддерживали массивные базальтовые колонны из нескольких блоков общей высотой 4,5 м. Четыре из них были изваяны в образе воинов.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Они совершенно идентичны — у них одинаковые головные уборы, завершающиеся перьями, одни и те же большие пекторали (нагрудные пластины) в виде какого-то крылатого существа, одинаково затянутые широкие пояса, перевязи под коленами и у щиколоток, сандалии и многие другие тщательно проработанные детали.

Поразительно, что на этих массивных фигурах с очень условными лицами и едва намеченными в блоках частями тела почему-то выделены колени — в виде круглых выступов. Видимо, у входа находились две цилиндрические колонны, изваянные в форме огромных змей, хвост которых поддерживал потолочную балку, а голова находилась на уровне пола.

Стены пирамиды и храма украшены фризами с изображениями самого Кецалькоатля, а также ягуаров, койотов, орлов и черепов. С южной стороны фасада пирамиды сохранились следы портика — несколько рядов квадратных колонн. До тольтеков ни один народ не использовал так интенсивно каменные колонны в архитектуре. В Туле было также сооружение для игры в мяч, украшенное скульптурами и рельефами, которые представляли воинов и игроков в мяч.

Археологи пришли к выводу, что в 11-12 вв. тольтеков вытеснили с занимаемых ими в то время земель племена, пришедшие с севера. Возможно, что было два исхода тольтеков из Толлана (Тулы). Об этом как будто говорят письменные источники не только из Центральной Мексики, но и Юкатана, а также археологические свидетельства из земель, располагающихся от древней столицы тольтеков далеко на восток и юго-восток. Отношения между обитателями Мексиканского нагорья и народами Юкатана и Гватемалы были постоянны. Они имели торговый и культурный характер, иногда принимали форму вторжений. Так, на археологических материалах прослеживается движение в 7 в. носителей теотиуаканской культуры в область Каминальхуйу (Гватемала) и даже дальше, в Копан (западный Гондурас). В этом последнем была найдена стела с маской Тлалока, почитавшегося в Теотихуакане.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Была еще одна волна науаязычных народов из Центральной Мексики на Юкатан, в Гватемалу и дальше до Никарагуа, которую связывают с народом пипиль. Это продвижение на Юкатане археологи прослеживают по времени воздвижения последних календарных стел (после появления пипилей их не воздвигали) — от конца 8 в. в бассейне р. Усумасинта до начала 10 в. на Юкатане. Тольтеки составили третью волну, которая достигла земель майя, как считают археологи, в конце 10 в. При этом тольтеки на несколько веков подчинили себе Юкатан. Особенно их влияние просматривается в г. Чичен-Ица, который на долгое время стал столицей пришельцев. Этот факт нашел отражение в книгах жрецов майя (Чилам-Балам), записанных после испанской конкисты, но сохранивших древнюю традицию. Там говорится о приходе людей ица и их утверждении в 987 г. в майяском городе. Вторжение тольтеков-ица привело к возрождению севера Юкатана в 10-12 вв, находившегося в то время в упадке. Оно особенно заметно в г. Чичен-Ица и Майяпан. Хотя пришельцы восприняли многие элементы местной культуры (в частности, каменный свод, неизвестный другим народам Америки), Чичен-Ица после прихода чужеземцев стал больше походить на Тулу, чем на какой-то майяский город. Сходен план Храма воинов в Чичен-Ице с планом Пирамиды Утренней звезды в Туле — колоннада, монументальна лестница, структура пирамиды и лестниц, фризы с ягуарами и орлами, клюющими сердца, змеевидные колонны. При этом крытое пространство занимало площадь почти 750 м2. в начальный период, а вместе с ансамблем колонн — 1300 м2. Даже в столице славных мастеров-тольтеков не было таких построек.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Тольтекские элементы в архитектуре Чичен-Ицы встречаются повсеместно — помимо галерей из колонн у подножия пирамид, это квадратные платформы с лестницей на каждой стороне, круглые здания, атланты, поддерживающие плиты алтарей, фигуры единичных воинов на опорах и косяках или их целые процессии, орлы и ягуары, пожирающие сердца, фигуры богов Кецалькоатля, Тескатлипоки, Тлалока и др. Изображения Пернатого Змея Кецалькоатля (известного у майя под именем Кукулькан) в Чичен-Ице можно встретить везде. В частности, на лестницах т. н. Платформы орлов большие оскаленные пасти чудовищ (по одной в каждой стороны) охраняют подступы к святилищу. В другом здании гремучие змеи, как бы спускающиеся с небес, представлены в виде колонн, их хвост обращен вверх, он согнут для поддержания перекрытия; а морды внизу угрожают входящим.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Упадок Чичен-Ицы наступил около середины 13 в. Главной его причиной была междоусобица с другим городом, в котором также правила тольтекская династия, Майяпаном. В этой борьбе Майяпан вышел победителем. В самом Майяпане многие здания были построены по образцу построек в Чичен-Ице. Из исторических источников известно, что Майапан был разрушен восставшими подвластными городами в 1441. На этом, видимо, кончилось господство тольтеков на Юкатане.

(с) Арсен Акопян, 2010-06-02

_________________
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Бессмысленно воевать, если ты не надеешься выиграть.
(пословица племени Апачи)
Вернуться к началу Перейти вниз
http://nathortat.pp.ua/
 
Цивилизация тольтэков
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Место без Жалости :: Всё остальное :: История-
Перейти: